Информационный портал

Балльно-рейтинговая система, тестирование студентов и электронное обучение. Алексей Душин ответил на вопросы преподавателей УГГУ

18.08.20

В преддверии нового учебного года мы встретились с ректором Алексеем Душиным, чтобы обсудить, как изменится Уральский государственный горный университет после полугода дистанционной работы и что уже сделано для повышения качества обучения в вузе. Вопросы подготовили совместно с руководителями структурных подразделений и преподавателями УГГУ.

— Алексей Владимирович, какие достижения университета в этом, очень непростом, учебном году вы считаете главными?

— Прежде всего хочу отметить то, что по заключенным договорам о выполнении НИОКР университет в 2020 году впервые преодолел отметку в 100 млн руб. На новый уровень вышло сотрудничество УГГУ с правительством Магаданской области: геологи и геофизики нашего вуза провели полевой сезон на перспективных участках этого региона. Большой объем работ был выполнен в Кемеровской области в рамках договора с компанией «Кузбассразрезуголь». Кроме того, университет закупил новое оборудование для лабораторий. Но сегодня подробнее мне хотелось бы остановиться на образовательном направлении.

Завершившийся 2019/2020 учебный год для Уральского государственного горного университета стал особенно насыщенным в части мероприятий по организации образовательной деятельности. После запуска новой электронной информационно-образовательной среды, успешного прохождения университетом процедуры государственной аккредитации и полного перехода на электронное обучение мы готовимся к возвращению вуза к работе в штатном режиме. Безусловно, это требует решения ряда вопросов, в том числе: как повысить качество образовательных программ с учетом изменившегося контекста? Где и как провести границу между дистанционным/электронным обучением и как активизировать кадровую активность кафедр? В этой связи мы инициировали дискуссию по вопросам качества образования и готовим две соответствующие программы.

— Многие преподаватели УГГУ высказались о необходимости учета работы студентов в течение семестра и введении в университете балльно-рейтинговой системы оценивания. Особенно актуальным это стало после перехода на электронное обучение. Будут ли в связи с этим приниматься соответствующие административные решения?

— Да, решения приниматься будут. Необходимо начать с того, что мы разработали программу повышения качества образования, которая призвана решить ряд актуальных для нашего университета проблем. Она затрагивает такие важнейшие вопросы, как рост востребованности выпускников на рынке труда, повышение профессионализма научно-педагогических работников, развитие учебно-производственной, научно-исследовательской инфраструктуры и инструментальной базы для реализации образовательной деятельности.

При написании рабочего варианта программы повышения качества образования мы учитывали предложения и замечания деканов, а также руководителей крупных структурных подразделений университета. В конце сентября — начале октября мы планируем провести презентацию программы для всего коллектива и детально ее обсудить.

Наиболее важные вопросы будут рассматриваться в рамках отдельных стратегических сессий. В числе именно таких вопросов — балльно-рейтинговая система и особенности ее функционирования в университете. Многие преподаватели Горного действительно высказались о необходимости учета текущей работы студентов, но не все поддержали введение балльно-рейтинговой системы. Необходимо учитывать то, что она имеет множество вариантов реализации: например, когда баллы начисляются за участие в проектной работе, внеучебной деятельности и других активностях. Есть вузы, где баллами можно оплачивать общежитие. Выбор формата, наиболее подходящего нашему университету, — это вопрос, который требует всестороннего обсуждения. К 2021 году мы планируем этот вопрос решить.

7

— Будут ли разработаны новые формы оценивания студентов (в т. ч. дистанционные), которые бы заменили тесты и давали более полное и адекватное представление о знаниях обучающегося?

— Мы неоднократно обсуждали этот вопрос с деканами. Повсеместное использование тестов было связано с необходимостью быстрого перехода на электронное обучение. Но даже в этих условиях мы оставили за кафедрами право проводить промежуточную и итоговую аттестацию в том формате, в котором они посчитают нужным. Ряд кафедр от тестирования отказались.

Что касается новых форм оценивания, то этой теме была посвящена одна из стратегических сессий, проходивших в университете. Приглашенные специалисты рассказывали о геймификации и использовании активных инструментов, которые вносят элемент неожиданности и исключают предугадывание и просчитывание заданий. Мы обсуждали также механизмы, связанные с заданиями, которые не имеют правильного ответа, но позволяют оценить студента. Например, это могут быть эссе или свободные заочные собеседования. Но такие форматы целесообразно использовать только на старших курсах, в магистратуре и аспирантуре.

Помимо поиска новых форматов оценивания, мы продолжаем активно заниматься совершенствованием механизма тестирования. В настоящий момент прорабатывается внутренний регламент обновления тестовых баз: он будет прописан в программе повышения качества образования.

— После отмены ограничительных мер и нормализации эпидемиологической обстановки в регионе сохранятся ли некоторые элементы электронного обучения в образовательном процессе? Так, например, представляется ли целесообразным использование Microsoft Teams для организации консультаций, приема задолженностей, быстрого информирования студентов и т. д.?

— Да, сохранятся, мы не будем откатываться назад. Но преимущество Горного университета — это практико-ориентированное обучение, поэтому мы сделаем все, чтобы оно сохранилось и усилилось. Опыт мировых университетов показывает эффективность смешанного обучения, когда дистанционные форматы сочетаются с традиционной очной работой. Фактически уже предстоящий учебный год 2020/2021 будет реализован в режиме смежного обучения (blended learning).

— Планируется ли пересмотр норм рабочего времени в связи с переходом на электронное обучение и увеличением нагрузки на преподавателей?

— Этот блок включен в программу повышения качества образования, в настоящий момент разрабатывается положение о нормах времени. Проблема заключается в том, что необходимо различать работу с электронными ресурсами и создание электронных ресурсов. Одно дело, когда преподаватель просто читает онлайн-лекцию, другое — когда создается полноценный образовательный ресурс, который содержит механизмы оценки студентов. Разработка такого курса требует много сил и средств. Кроме того, существуют отдельные системы, связанные с обслуживанием курсов. Работа с электронными ресурсами бывает разной. Наша задача — все эти виды работ систематизировать, определить их ценность и выделить те форматы, которые будут интересны преподавателям, и не в последнюю очередь с точки зрения оплаты.

— Будут ли внедрены механизмы, позволяющие существенно ускорить и облегчить взаимодействие университетских подразделений между собой для решения текущих задач?

— Новая электронная информационно-образовательная среда, которую мы запустили с ноября 2019 года, направлена на то, чтобы синхронизировать все аспекты взаимодействия подразделений. Кроме того, с февраля в университете действует электронный документооборот. Отмечу, что сначала он работал в тестовом режиме и затрагивал только приказы по студентам. Также в числе наших приоритетных задач — повышение эффективности работы диспетчерской.

— Возможно ли оповещение преподавателя о том, почему ему начисляется премия или за что он ее лишается (в виде ведомости, сообщения на личную почту и т.д.)?

— В сообщении о начислении средств обычно указывается, за что конкретно человек получает деньги. Теоретическая возможность более широкой детализации есть, но, на мой взгляд, она не имеет практического смысла. Если необходимо, мы можем обсудить этот вопрос.

— Появится ли у заведующих кафедрами полномочия, позволяющие им материально поощрять или наказывать подчиненных?

— Эта возможность давно существует. Она реализуется через механизм служебных записок и позволяет премировать или выносить административные взыскания. Активно этот механизм использовался при подготовке к аккредитации: когда мы премировали часть коллег, то уровень премий отличался в зависимости от количества и качества выполненной работы.

Денежные средства кафедрам, которыми бы они могли самостоятельно распорядиться, выделяться не будут. Мы считаем, что университет еще не готов к финансовой самостоятельности подразделений.

12

— Как будет выстраиваться кадровая политика университета? Это каким-то образом повлияет на кадровый состав кафедр?

— Мы дорабатываем целевую программу подготовки научно-педагогических кадров УГГУ на 2020-2024 гг. Для нас основным персоналом являются научно-педагогические работники — это наше производственное ядро. Часть требований к персоналу прописана в конкурсных положениях, но кроме этого у нас стоит острейшая задача омоложения кадров, что нашло отражение в целевой программе. Для этого необходимо повышать эффективность аспирантуры, способствовать росту процента защит аспирантов. Если говорить о приоритетах, то наша главная задача — выстроить социальный лифт, который позволил бы тем, кто остается в университете, повышать свою конкурентоспособность и профессиональную квалификацию. Мы делаем ставку на привлечение молодых научно-педагогических работников.

— Какие механизмы предусмотрены для подготовки молодых преподавателей в УГГУ? Возможно ли открытие в университете новых направлений подготовки специально для пополнения кадрового состава (например, для кафедры математики)?

— Вопрос подготовки молодых педагогов будет решаться в нескольких аспектах. В первую очередь это поддержка в профессиональной области: во всем, что связано с написанием и защитой диссертаций, проведением научных исследований и т.д. При необходимости мы постараемся помочь с жильем и оказать финансовую поддержку. Но ключевым моментом для нас является профессиональный рост преподавателей.

Вопрос об открытии новых направлений для подготовки преподавателей интересен, считаю, что его стоит рассмотреть.

— Возможно ли проведение публичного конкурса на занятие должностей профессорско-преподавательского состава?

— Де-юре конкурсы носят публичный характер, но большинство наших профильных компетенций очень узкие — как правило, рынка по ним не существует. Поэтому мы должны плотнее работать с нашими выпускниками и сотрудниками, производственным сектором и приглашать знающих людей: повторюсь, специалистов по нашим областям не так много.

— Как будет выстраиваться дальнейшая работа с заведующими кафедрами? Какие меры предусмотрены вузом для активизации их участия в образовательном процессе, профориентационной деятельности, организации приема абитуриентов, трудоустройстве выпускников и т. д.?

— По ряду кафедр к заведующим действительно имеются вопросы. Если мы уйдем от интеллектуально-селективного подхода к работе с кафедрами, а построим бездушную машину, введем возрастной ценз с KPI, то многое потеряем, в том числе и статус, который сегодня имеет университет.

Нередко мы сталкиваемся и с тем, что преподаватели в возрасте от 65 лет и старше более активны и эффективны, чем их более молодые коллеги.

Я заведовал двумя кафедрами, поэтому меня несколько удивляют вопросы об активизации участия заведующего в образовательном процессе, ведь эта должность — одна из самых загруженных! Вся ответственность за реализацию образовательной программы лежит именно на заведующем кафедрой. Другое дело, что люди, занимающие этот пост, должны такое положение вещей осознавать, принимать и делать все от них зависящее, поэтому мы регулярно встречаемся с коллегами и обсуждаем эти вопросы.

Если кафедра хочет увеличить нагрузку, ей придется работать на рынке — это реалии времени. Но для нас не менее важно и наращивание объемов в научной деятельности. В настоящий момент доля бюджета по науке составляет 10 процентов от общего бюджета вуза, а начинали мы с трех процентов. И останавливаться на достигнутом университет не планирует.

— Могут ли выпускающие кафедры играть ведущую роль при разработке учебных планов для максимального раскрытия профиля обучения?

— И могут, и должны! Когда мы даем кафедрам рекомендации о том, на что им стоит обратить внимание, они обычно жалуются на нехватку времени. Так вот, если есть силы и время, — пожалуйста, делайте! Мы готовы поддержать все перспективные предложения.

— Появится ли в ближайшее время у студентов УГГУ возможность самостоятельно формировать программу своего обучения?

— Этот механизм заложен, но еще в полной мере не отработан. Для его успешной реализации необходим институт наставничества в части профориентации. Нужны тьюторы, которые смогут посоветовать студентам, какие модули им выбирать. Ведь большинство молодых людей, поступая в университет, находятся в плену иллюзий и завышенных ожиданий, не понимая, что их ждет впереди и какие знания им действительно пригодятся. Добавлю, что сегодня наш университет предлагает программы дополнительного профессионального образования. У студентов есть возможность параллельно с основной квалификацией получить рабочую специальность и новые компетенции. По ряду направлений подготовки уже реализуются программы, которые максимально подстроены под запросы студента. Основополагающим этот подход является в магистратуре, где обучение сразу начинается с определения профессиональных ожиданий магистранта и формулирования темы исследования.

Отмечу также, что формированию более гибких и мобильных образовательных программ была посвящена одна из стратегических сессий, которые проводились в вузе.

5

— Будет ли в университете развиваться междисциплинарный (межкафедральный) подход при проведении научных исследований, а также при открытии новых профилей подготовки?

— Да. Новые лаборатории, например, мы закрепляем не за отдельными кафедрами, а за университетом в целом, как в случае с лабораторией рекультивации нарушенных земель. Но кафедральным лабораториям также предоставляется вся необходимая помощь в части оснащения современным научно-производственным инструментарием.

Кроме того, мы запустили работу научно-технического совета, который объединяет представителей всех ведущих научных школ УГГУ. На заседаниях совета заслушиваются результаты научных исследований, обсуждается подготовка аспирантов и другие вопросы, лежащие в поле межкафедрального взаимодействия.

— Какие меры будут предприняты для обеспечения студентов и преподавателей современными материально-техническими средствами для организации в том числе электронного обучения?

— С 2018 года университет ежегодно закупает порядка ста компьютеров и единиц техники. Если учесть, что у нас приблизительно 380 преподавателей из 900 сотрудников, то можно говорить о достаточной комплектации материально-технической базы. Эта работа ведется по всем кафедрам. Все своевременно отправленные запросы мы удовлетворили.

— Будет ли возращена процедура предзащиты выпускных работ на всех уровнях обучения?

— Ответственность за то, как именно реализуется образовательная программа, лежит на кафедрах, поэтому они сами решают, вводить им предзащиты или нет. В этом году кафедрам было рекомендовано организовать предзащиты в связи с тем, что итоговая государственная аттестация проводилась в электронном формате и процедуру защиты требовалось предварительно отработать.

— Планируется ли введение дополнительных испытаний для абитуриентов (мотивационное письмо, эссе и т. д.)?

— Это скорее одна из возможностей, которой при необходимости могут воспользоваться кафедры. Централизованно вводить новые виды испытаний для абитуриентов мы не планируем.

— Какое место университет отводит воспитательному процессу в рамках образовательной деятельности?

— Воспитательному процессу мы отводим важнейшее место. Превращение школьников в профессионалов — а это суть высшего образования — невозможно без внеучебной деятельности. Если у студентов появляется желание проявить себя, университет создает для этого все условия. У нас множество подразделений и молодежных структур самых различных направлений. В плане внеучебной деятельности университета ежемесячно предусматривается проведение от 25 до 35 мероприятий, нацеленных на патриотическое, нравственное и общекультурное воспитание студентов.

Мы понимаем, что человеческий фактор в производственных процессах — ключевой элемент профессиональной деятельности. Инженер должен обладать целостным мировоззрением, ценностными ориентирами, развитой эмпатией, а это закладывается посредством воспитательной деятельности. Благодарю вас и напоследок хочу обратиться к нашим преподавателям и сотрудникам.

Уважаемые коллеги! Нам с вами предстоит начинать новый, 2020/2021 учебный год с учетом всех профилактических мер в необычном формате. Во-первых, начало учебы для первого курса перенесено на 21 сентября. Во-вторых, очно-заочная и заочная формы обучения будут по-прежнему реализовываться дистанционно. В-третьих, в дистанционном режиме продолжат работать сотрудники старше 65 лет и лица, находящиеся в группе риска.

В связи с этим прошу вас быть внимательными и аккуратными по отношению друг к другу, соблюдать меры профилактики и с пониманием относиться к проводимым организационно-управленческим мероприятиям, оперативно взаимодействуя с руководством.

Будьте здоровы и берегите себя!



Количество просмотров
989