Информационный портал

В Горном обсудили введение в вузе балльно-рейтинговой системы оценивания студентов

25.09.20

В Уральском государственном горном университете обсудили меры, направленные на повышение качества образования в вузе. Этой теме была посвящена дистанционная стратегическая сессия, которая объединила преподавателей, руководителей подразделений и активистов студенческих организаций УГГУ.

Центральным вопросом сессии стал выбор наиболее подходящей для университета модели балльно-рейтинговой системы оценивания (БРС), которая позволила бы учитывать активность студентов не только в период промежуточной аттестации, но и на протяжении всего семестра. Особую актуальность этот вопрос приобрел в связи с переходом вуза на электронное обучение из-за пандемии коронавирусной инфекции.

«Электронная информационно-образовательная система университета должна совершенствоваться. Нам нужны новые методики оценки работы с контингентом обучающихся. Необходимо решать задачи учета активности студентов в течение семестра, их участия во внеучебной деятельности, усиления мотивационной составляющей в образовательном процессе. Все это должно ориентировать студентов на более активную жизненную позицию», – отметил ректор УГГУ Алексей Душин.

Проректор по учебно-методическому комплексу Сергей Упоров познакомил участников сессии со спецификой БРС, обозначив ее плюсы и минусы.

«При балльно-рейтинговой системе успешная сдача зачета или экзамена – всего лишь один из факторов, влияющих на оценку за дисциплину. Цель БРС в том, чтобы мотивировать обучающегося средствами систематической оценки результатов его деятельности на протяжении всего процесса обучения. Студентам отдельно начисляются баллы за текущую работу и промежуточную аттестацию, а также дополнительные баллы», – рассказал Сергей Александрович.

Плюсами введения БРС является то, что студенты более эффективно осваивают материал, дисциплинированно и стабильно занимаются в течение семестра. Оценка становится для студента более прозрачной и предсказуемой. Но вместе с тем существенно возрастает нагрузка на преподавателей, а непроработанность системы может приводить к «перекосам» и неадекватной оценке.

Сергей Упоров предложил для обсуждения модель БРС, которая была составлена с учетом опыта университетов, уже на протяжении многих лет реализующих данную систему. В ней учитывается общий рейтинг студента, состоящий из учебного (успеваемость по конкретным дисциплинам) и внеучебного (общественная, научная, проектная и т.д. деятельность) рейтингов.

Но чтобы эта система смогла успешно функционировать, необходимо решить ряд вопросов, например: какой вес в рейтинге будут иметь различные показатели, как внеучбеный рейтинг должен влиять на учебный, как будет происходить начисление дополнительных баллов и др.

Эти проблемы стали предметом дискуссии в рамках командного этапа стратегической сессии. Обсуждение проходило в шести группах.

«У нас состоялся содержательный разговор, озвучивались разные мнения, но все эксперты в конечном итоге поддержали введение БРС. Очень важно, чтобы знания и внеучебные достижения студентов оценивались справедливо, – отметила заведующая кафедрой экономики и менеджмента Людмила Мочалова. – Основная трудность нам видится в том, что преподаватели, которые сейчас пользуются своими системами оценки, должны будут перейти на унифицированную модель и подчиняться общим правилам. В этой связи нужно постараться максимально учесть пожелания всех преподавателей».

Декан горномеханического факультета Владимир Козин рассказал, что, несмотря на разногласия по ряду аспектов, преподаватели признали необходимость перехода на БРС: «Экзамены и зачеты будут «стоить» меньшее количество баллов, чем текущая работа в семестре. Такая система позволит следить за стараниями студентов и не допустит того, чтобы те, кто не занимается в течение семестра, получили положительную оценку на дистанционном экзамене. Без баллов за текущую работу сложно будет получить даже «тройку». Это очень важный момент: при внедрении этой системы преподаватель будет полностью контролировать учебный процесс, а студент получит заслуженную оценку, независимо от того, принимает ли преподаватель экзамен в обычной форме или дистанционной».

С этим обстоятельством связана еще одна сложность, с которой могут столкнуться вузы при введении БРС: снижение успеваемости студентов.

«Многие горняки общаются с товарищами из других вузов и опасаются БРС из-за негативных отзывов, связанных с трудностями по набору баллов до заветной четверки, – отметил президент Союза студентов УГГУ Глеб Гуц. –Но с другой стороны, БРС – это стимул посещать пары и углубленно изучать материал. Я уверен, что подобные открытые обсуждения, как нынешняя стратегическая сессия, позволят нашему университету найти наиболее удобный формат балльно-рейтинговой системы».

Все экспертные группы передали свои заключения руководству вуза.

Введение БРС в УГГУ еще неоднократно будет обсуждаться, с тем чтобы найти наиболее оптимальный вариант системы, удобный как для преподавателей, так и для обучающихся, ведь в первую очередь, что отметили все выступающие, это делается именно ради студентов.

Вторая часть стратегической сессии была посвящена обсуждению «ядер» обязательной части учебных планов в связи с внедрением новых федеральных образовательных стандартов, а также определению обязательных знаний и компетенций, которыми должны обладать обучающиеся по разным укрупненным группам специальностей.



Количество просмотров
570