Информационный портал

Мониторинг услуг и перспективы развития библиотеки (по результатам анкетирования студентов)

17.05.19

Развитие технологий и расширение потока информации влияют на формирование нового образа вузовской библиотеки. Поэтому мы решили исследовать мнение студентов по широкому спектру вопросов, касающихся деятельности библиотеки, чтобы определить возможные новые сервисные услуги.

В анкетировании приняли участие 6% студентов очного обучения четырех факультетов. 41,7% респондентов отметили, что посещают библиотеку несколько раз в год, 33,7% — несколько раз в месяц, 11,6% — несколько раз в неделю, 5,5% — практически каждый день, 7,5% — вообще не посещают библиотеку. Удобным временем для посещений назвали (в порядке убывания): между занятиями, вторая половина дня, первая половина дня. 93,9% считают, что университет без библиотеки существовать не  может.

Целью посещения были названы (в порядке убывания): поиск конкретного документа, поиск литературы по теме, получение литературы на дом, использование Интернет, работа в читальном зале, ознакомление с новой литературой, посещение библиотечных мероприятий, буккроссинг, работа с текстовым редактором, выполнение заданий, уединение, ксерокопирование.

Приоритетными назывались следующие услуги: получение литературы (74%), доступ к сети Интернет (40,9%), к ЭК (38,4%), копировальные услуги (33,8%), доступ к ЭБС (26,8%), получение консультации (18,7%).

В процессе обучения печатные издания предпочитают использовать 50,8% респондентов, электронные издания – 49,2%.

Электронным каталогом умеют пользоваться 53,5% опрошенных. Среди названных сложностей – проблемы с навигацией и неумение правильно формулировать запрос.

ЭБС используют 44,4%. Причинами обращения к ЭБС названы: отсутствие печатных изданий, рекомендации преподавателей, личный интерес, рекомендации сотрудников библиотеки. Остальные респонденты не знают, что такое ЭБС.

На вопрос, каких знаний и навыков не хватает для самостоятельной работы, ответили: поиска информации по ЭК и ЭБС (36,2% и 27,1%), оформление списка литературы (33%). При этом в обучающих семинарах заинтересовано лишь 33,8% респондентов.   

75,5% опрошенных знают о странице библиотеки на сайте университета и пользуются следующими онлайн-услугами:

  • 74,2 % — поиск изданий в электронном каталоге,
  • 37,1% — чтение литературы в виртуальном читальном зале,
  • 28,1% — чтение литературы из ЭБС,
  • 23,6% — предварительный онлайн-заказ литературы,
  • 16,9% — онлайн-контроль за сроками возврата,
  • 5,6% — онлайн-заказ литературы по МБА.

В анкете было предложено ответить, что необходимо изменить в работе библиотеки. Ответы распределились следующим образом:

  • 39,7% — техническое оснащение,
  • 36,3% — дизайн помещений,
  • 22,9% и 13,4% — режим работы и правила пользования,
  • 20,1% — сервисные услуги,
  • 14,5% — качество обслуживания.

Безусловно, основная функция библиотеки — информационное обеспечение учебного и исследовательского процессов,  остается неизменной.

Но следует учитывать и требования к библиотеке современного поколения. Недостаточно просто поставить стол, стул и выдать книгу, нужно гораздо больше. Должны быть: книги в печатном формате и доступ к разнообразным базам данных, качественный интернет, достаточное количество современных компьютеров с прикладными программами, широкий спектр онлайн-услуг, мультимедийная форма подачи информации, зонированные места для индивидуальной и групповой работы, гибкие графики работы, встречи с интересными людьми. Требования повысились, и библиотека должна им соответствовать.

К сожалению, не все зависит только от библиотеки. Но многое мы можем сделать сами. Уже сейчас на сайте, помимо перечисленного выше, можно отправить вопрос в виртуальную справочную службу, сделать онлайн-заказ на копировальные услуги. У библиотеки есть свой QR-код, своя страница в соцсетях, инфозона.

В ближайшее время появятся онлайн-продление взятой литературы и Гостевая книга отзывов и предложений, виртуальные обучающие презентации по использованию электронных ресурсов,  по оформлению списков литературы к курсовым, дипломным и другим работам в соответствии с требованиями ГОСТ. Будет расширяться контент виртуального читального зала за счет оцифровки наиболее востребованной литературы.

Стремление к экономии времени является тенденцией современной жизни. Мы готовы сэкономить время не только обучающихся, но и ППС, предоставив возможность получать различного рода информацию по электронной почте. Тем более что не менее 70% ППС должны вести научную, методическую и практическую работу, которая без информации невозможна.

Стоит отметить, информация своевременно доходит до пользователей не всех кафедр. Нами проведен эксперимент: почту открывают не больше 20-ти кафедр, некоторые удаляют, не прочитав, или открывают через полгода.

Мы продолжим изучать информационные потребности и степень удовлетворенности в предоставляемых информационных продуктах и сервисных услугах.



Количество просмотров
183