Информационный портал

Зачем нам теология? В Горном обсудили, почему нравственность невозможна без богословия

19.05.17

На кафедре теологии Уральского государственного горного университета прошла студенческая конференция «Роль теологического образования в духовно-нравственном просвещении». В Царском зале УГГУ собрались студенты и преподаватели Горного университета и Миссионерского института, а также представители православного и исламского духовенств.

Главную тему встречи в приветственном слове обозначил заведующий кафедрой теологии УГГУ, протоиерей Игорь Бачинин: осмысление теоретической и практической роли теологии как новой отрасли знания.

Первым с докладом выступил действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса, профессор Санкт-Петербургского университета МВД РФ Алексей Величко. Он подчеркнул, что автономная светская мораль никогда не сможет заменить церковную нравственность, более того, она отменяет понятие нравственности вообще: «Если человек нацелен на достижение только собственных выгод и своего интереса, а в основе его действий лежит эгоизм, разрушительный по своей природе, то никакого мирного сосуществования людей не получится. Не случайно законодатели так называемых западных демократический стран, которые провозглашают человека свободным, тем не менее семимильными шагами ограничивают своеволие своих граждан, начиная с запрета на курение и заканчивая ювенальной юстицией. Человек с автономной этикой слишком опасен для всего общества, чтобы оставить его один на один с собой».

DSC_5547

Алексей Михайлович напомнил аудитории, что само понятие «личность» пришло в нашу жизнь из христианства. До этого бытовал политико-правовой термин «гражданин»: «Личность появилась тогда, когда выяснилось, что помимо общества политического есть общество религиозное. И когда религия выпадает из сферы деятельности государственного законодательства, само понятие личности моментально размывается, становится аморфным, а то и вовсе исчезает».

Права и свободы человека, а также нормы международного права, которые предлагаются светским государством в качестве высшей ценности, по мнению Алексея Величко, зачастую произвольны и слишком зыбки и, как следствие, не долговечны. Изменить эту ситуацию можно, только вернув абсолютное значение религиозной нравственности и сделать ее основным моральным критерием.

DSC_5554

Доцент Северо-Западной академии государственной службы при Президенте РФ, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии иерей Игорь Лысенко затронул тему богословия семейного воспитания: «Для того, чтобы осуществить процесс духовно-нравственного просвещения, необходимо опираться на самые незыблемые, несомненные ценности и основы. Для большинства религиозных людей такой ценностью являются первые пять книг Библии — откровение Бога, данное людям через Моисея. В этих книгах семья является базовой ценностью и началом человеческого общества. И если мы не опираемся на этот текст, то сомнительны все выводы, которые мы пытаемся сделать».

В своем докладе Игорь Лысенко показал, что все богословие пронизано апологией семьи, и это является общим и для христианства, и для ислама, и для иудаизма.

DSC_5521

«Если мы понимаем, что именно семья является основной ценностью, то наше богословие приобретает полноту и прикладное значение, которое так необходимо нашему государству. Я предлагаю теологам и всем, кто хочет получиться эту специальность, задуматься над теми направлениями работы, которые позволили нашему государству понять, куда ему двигаться и что является магистральным направлением его развития, а не уничтожения», — отметил Игорь Лысенко, добавив, что нас ждут последствия демографического кризиса 90-х годов и тогда вопрос о ценности семьи из богословского аспекта трансформируется в острейшую прикладную задачу.

DSC_5560

Магистр исламской теологии, старший преподаватель Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Максим Ильин поделился с участниками конференции опытом изучения деятельности вербовщиков радикальных организаций в виртуальной среде. Для этой цели исследователи зарегистрировали профили в социальных сетях и вступили с агитаторами в диалог.«Основная проблема связана с интерпретацией религиозных текстов. Мы знаем, что они многослойны и сложны для понимания и все зависит от того, каким образом переводится то или иное понятие. Вербовщики присваивают себе религиозные, политические термины, насыщают их новыми смыслам, и главное, суметь определить, что данный текст представляет угрозу», — рассказал Максим Сергеевич.

DSC_5528

Часто агитаторы используют заведомо ложный контент. Так, однажды Максим Ильин увидел видеоролик выступления авторитетного исламского богослова, который на арабском языке говорил о важности совершения омовения перед молитвой. Но в подстрочнике был представлен искаженный перевод на русский, содержавший призывы к радикальной террористической деятельности.

DSC_5526

Докладчик особо отметил и то, что методы вербовки стали более сложными: агитаторы широко используют детские образы и призывы к благотворительности, чтобы легче установить эмоциональную связь с человеком. Кроме того, вербовщики стали делать ставку не на одномоментное изменение сознания своего адресата, а на постепенную трансформацию его убеждений. Поэтому сейчас необходимо формировать адекватный язык противодействия вербовке, что невозможно без знания теологии.

Работа конференции продолжилась в двух секциях, посвященных роли Ислама и Церкви в духовно-нравственном просвещении, и завершилась круглым столом о проблемах просветительской работы в Свердловской области.



Количество просмотров
389