Информационный портал

Тайны хрустальных печатей раскрыли в Уральском геологическом музее

22.12.17

В преддверии Нового года в Уральском геологическом музее Горного университета представили выставку хрустальных печатей. В экспозиции собрано около 50 образцов. До революции они были у каждого уважающего себя уральца: ими запечатывали сургуч на письмах и документах.

Для изготовления печатей в основном использовались гальки различных видов кварца, которые в избытке находили на золотоносных россыпях. Чаще всего такие изделия вырезали из горного хрусталя или дымчатого кварца, иногда – из яшмы, родонита, аметиста, сердолика или агата. Изделия из черного кварца – мориона для повышения привлекательности и ценности запекали в ржаном тесте, пока оно не превращалось в хлеб, а кварц не менял черную окраску на великолепную золотисто-желтую.

Выпуском печатей занималась и Екатеринбургская гранильная фабрика, и частные кустарные мастерские, где качество резьбы было гораздо выше.

«По свидетельствам очевидцев, стоило путешественнику спуститься на перрон дореволюционного Екатеринбурга, как его тут же окружали торговцы с лотками, на которых были выставлены каменные шкатулки, фигурки животных и хрустальные печати. По желанию покупателя прямо на вокзале мастера могли вырезать на ней инициалы владельца или герб. Правда удовольствие это было не из дешевых: цена одной вырезанной буквы варьировалась от 50 коп. до рубля. Для XIX века суммы не маленькие», – рассказывает директор Уральского геологического музея Дмитрий Клейменов.

DSC_5763

На выставке представлены печати знаменитых екатеринбуржцев. Например, первого редактора газеты «Епархиальные Ведомости», священника Кладбищенской церкви Алексия Серебренникова. Есть в собрании и печать, принадлежавшая известному на Урале торговцу минералами – купцу Василию Липину, который содержал целую сеть своих «агентов», скупавших самоцветы у горщиков. Скупка контролировалась жестко: все находки горщики в первую очередь должны были показывать представителям Липина и только если они от ни отказывались образцы можно было предлагать другим покупателям.

В XIX веке Урал был центром камнерезного промысла. В музейных коллекциях, где собраны личные вещи российского дворянства нередко можно найти печати, изготовленные в Екатеринбурге. Мастера создавали уникальные изделия: так, например, на выставке представлена трехгранная «уральская печатка», которая вставлялась в перстень. На одной ее стороне вырезана дворянская корона, на другой — монограмма владельца, на третьей — изображен рисунок.

В XX веке интерес к промыслу постепенно сошел на нет. Старые мастера жаловались, что ученики не занимаются камнерезным искусством из-за его трудоемкости.

DSC_5765

Представленная на выставке коллекция печатей в фонды геологического музея Горного университета поступила в 30-е гг. Часть собрания составляют изделия, национализированные в первые годы советской власти, часть была куплена у дочки знаменитого горщика, прообраза Данилы-мастера из сказов Павла Бажова — Данилы Зверева.

Нынешний век ознаменовался возрождением интереса к старинным традициям. В дополнение к изделиям с многовековой историей на выставке представлены работы современных резчиков по камню.

Выставка «Тайны хрустальных печатей» открыта для посетителей до 15 января 2018 года по адресу: ул. Куйбышева, д. 39, Уральский геологический музей УГГУ.



Количество просмотров
170