Информационный портал

Держим дистанцию: в УГГУ обсудили проблемы и перспективы электронного обучения

04.06.20

В Уральском государственном горном университете прошла онлайн-конференция «Проблемы и перспективы дистанционного обучения в деле подготовки квалифицированных кадров».

Организаторами мероприятия выступили кафедра философии и культурологии (заведующий В.П. Беляев), кафедра управления персоналом (заведующая Т. А. Ветошкина) и Центр дистанционных технологий и электронного обучения УГГУ. Конференция прошла в рамках межкафедрального семинара «Дискурс современного гуманитарного знания».

Участники конференции рассмотрели плюсы и минусы электронных форм обучения, сравнили дистанционные технологии, используемые в российских и зарубежных вузах, обсудили инструменты планирования времени студентов и эффективные приемы взаимодействия участников онлайн-образования.

На пленарном заседании выступили представители Уральского государственного горного университета, а также приглашенные гости: профессор Уральского института управления (филиал РАНХиГС) Сергей Аржанухин и профессор Уральского юридического института МВД России Галина Макович.

«Сегодня все основные составляющие университетской деятельности — учеба, наука, социальные проекты — перешли в электронное пространство. Пандемия коронавирусной инфекции стала для нас глобальным вызовом, на который мы, согласно сформулированному философом Арнольдом Тойнби закону вызова и ответа, должны эффективно отреагировать, — отмечает заведующий кафедрой философии и культурологии УГГУ Владислав Беляев. — Есть несколько путей решения проблемы. Первый — инерционный, продиктованный страхом новаций и перемен. Второй — альтернативный: поиск путей развития и смена приоритетов. Наша система образования пошла по второму пути, потому что университеты всегда были и остаются пространством для апробации экспериментальных форм работы, внедрения новых технологий, идей и смыслов».

По словам Владислава Петровича, в настоящий момент складывается иная интеллектуально-культурная матрица, меняется мировоззренческая парадигма, которая подразумевает новый образ мысли и ценностные установки. Чтобы соответствовать ритму жизни и требованиям информационного общества, с его установкой на развитие цифровых технологий, человек должен быть не только разумным (Homo sapiens), но и мобильным (Homo mobilis).

«В нынешних условиях университеты должны готовить людей новой формации, нацеленных не на рутинную строго регламентированную работу, а на решение актуальных задач, легко ориентирующихся в постоянно изменяющейся среде, умеющих анализировать информацию и делать выводы в условиях высокой неопределенности. Именно такие специалисты наиболее востребованы у работодателей», — комментирует Владислав Беляев.

Дистанционные технологии в этой связи — закономерное требование времени. Но применять их некритично нельзя. Несмотря на те возможности, которые они предоставляют, удаленное обучение не сможет полностью заменить живое общение между людьми, уверены эксперты.

Опытом дистанционной работы на кафедре горных машин и комплексов УГГУ поделилась доцент Людмила Гаврилова, начальник Центра дистанционных технологий и электронного обучения УГГУ Тамара Силина и старший преподаватель кафедры математики Дмитрий Исламгалиев рассказали о проблемах реализации удаленного обучения по дисциплине «Математика». Доцент кафедры управления персонала Екатерина Беляева представила коллегам особенности развития цифровых компетенций у китайских студентов в российских вузах.

Для молодых ученых в рамках конференции был проведен конкурс докладов и научно-исследовательских работ. Доклады студентов, магистрантов и аспирантов прозвучали по направлениям «История и современное состояние дистанционного образования в России и за рубежом», «Проблемы и перспективы дистанционного обучения», «Проблемы организации образовательного онлайн-процесса».

В большинстве материалов предпринималась попытка осмысления опыта вузов по организации электронного обучения. В сложившейся ситуации высшие учебные заведения были вынуждены перейти на него в кратчайшие сроки.

УГГУ перешел на новый формат работы на платформе Microsoft Team за три недели, в течение которых студенты находились на каникулах. Докладчики указали на то, как трансформировались привычные формы образовательной активности: аудиторные лекции были заменены онлайн-конференциями, индивидуальные беседы — обменом сообщений в чатах.

Молодые докладчики отметили, что многие форматы дистанционного обучения приживутся и будут использоваться после нормализации эпидемиологической ситуации в мире. Но полностью вытеснить традиционные способы организации образовательного процесса они не смогут, а лишь эффективно дополнят живой процесс передачи знаний от педагогов студентам.

Прозвучавшие доклады будут опубликованы в сборнике материалов конференции.

Добавим, что мероприятие стало тематическим продолжением конференций, посвященных развитию дистанционных технологий, которые проводятся в УГГУ в рамках Уральской горнопромышленной декады.



Количество просмотров
408