Стр. 2 - 4271.p65

Упрощенная HTML-версия

№ 4, 2001 г.
2
Гидрогеолог * это звучит гордо!
Когда был объявлен област
ной конкурс на лучшую научную
работу среди студентов и аспи
рантов, то наши горнячки Ирина
Иванова и Юлия Макарова пред
ставили на него свои исследова
ния. Храбрость и настойчивость,
добротные знания и трудолюбие
были вознаграждены – обе де
вушки получилиДипломы с высо
кой оценкой работы. А вместе с
ними разделил радость победы
их научный руководитель, зав. ка
федрой гидрогеологии, инже
нерной геологии и геоэкологии
Олег Николаевич Грязнов.
“Изучение основных законо
мерностей формирования мик
рокомпонентного состава под
земных вод на территории посел
ка Верхняя Сысерть” такую тему
выбрала для своей работы сту
дентка 5 курса Ирина Иванова.
Чтобы получить результаты, при
шлось воду черпать из колодцев
и скважин, какими обычно
пользуются жители уральских по
селков. Ирина выяснила, что с те
чением времени в воде накапли
ваются нитраты (удобрения) от
сельскохозяйственной деятель
ности населения, но пока нормы
не превышены – пить воду мож
но, хотя контроль необходим.
Ирина гордится тем, что
учится на гидрогеолог, а Горная
академия гордится такой умной
студенткой.
Аспирантка Юлия Макарова
вот уже три года серьезно зани
мается проблемой загрязнения
почвогрунтов Верхне Пышминс
кого промышленного узла в рай
оне комбината “Уралэлектро
медь”. Выяснилось, что есть оча
ги, где содержание тяжелых ме
таллов превышает норму. В таких
местах даже обычная зеленая
трава (что уж говорить об ово
щах) насыщена вредными веще
ствами. Выход однако есть ре
культивация земель и вторичная
переработка техногенных про
мышленных отходов, из которых
можно извлекать медь, свинец,
хром, никель и даже серебро.
Юлия выбрала профессию
гидрогеолога, чтобы сделать
чище наши города. А еще есть у
нее мечта – очистить Исеть так,
чтобы можно было пить речную
воду. Ведь стал же Рейн в Герма
нии вновь экологически чистым,
значит, и у нас все возможно.
Что ж, пусть сбудется эта кра
сивая и добрая мечта. Пусть с по
мощью гидрогеологов земля, где
мы живем, изменится к лучшему.
Валентина Карпович
На снимке:
Ирина Иванова и
Юлия Макарова.
Горное созвездие
На снимке:
Распределение 2001. Магистранты горно меха
нического факультета пользуются спросом. Евгению Чепчугову
(ОПИ 96) сразу предложили отличную работу. Поздравляем!
Официальный ракурс
О СОСТОЯНИИ И ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ
МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Ректор И.В. Дементьев поздравил аспирантку УГГГА по
институту геологии и геофизики Оюунбилэг Хоролсурэн
кийн и вручил ей диплом Фонда академика Смирнова за
успехи в учебной, научно исследовательской деятельнос
ти. В ответном слове аспирантка поблагодарила своего
учителя и руководителя С.С. Сыскова: "Глубоко преклоня
юсь перед его неустанной работоспособностью, неисся
каемым идеям, добрым отзывчивым сердцем. Я благодар
на судьбе, что мне удалось вернуться в любимый институт
к любимым учителям".
На Ученом совете была вручена еще одна награда Дип
лом доктора технических наук получил М.Л. Хазин.
За успешную деятельность
Такое название носил главный
вопрос повестки заседания Учено
го совета, по которому выступил с
докладомпроректор по учебной ра
боте В.Н. Огородников. Он напом
нил, что магистратура представля
ет собой одну из основных образо
вательных программ высшего про
фессионального образования со
срокомосвоения неменее 6 лет для
получения степени "магистр" и ори
ентирована на научно исследова
тельскую и научно педагогическую
деятельность выпускников. За 10
лет в России количество магистров
выросло до 14 тысяч. Их подготов
ку ведут 17 вузов, в том числе и УГ
ГГА. В академиимагистрыобучают
ся с 1997 года. В этом году плани
руется принять в магистратуру 45
человек. В2001 году защитили свои
диссертации 23 магистранта. Пер
вый опыт показал полезность и эф
фективность углубленного обуче
ния с точки зрения формирования
аспирантского и преподавательс
кого состава академии. Кафедры,
которые настороженно относились
к магистрантам, уже их имеют. Сту
дентам, обучающимся 6лет повы
шена стипендия до 3 х базовых.
Сейчас на каждого магистранта со
ставлен индивидуальный план обу
чения. Наряду с положительными
достижениями в новом для акаде
мии деле обнаруживаются и недо
статки: недостаточно используется
новый статус ассистент профессо
ра. В настоящее время из 27 асси
стентов только 4 магистры. Неак
тивны факультеты ГТФ и ИЭФ.
В соответствии с решением
Коллегии министерства образова
ния были утверждены требования
к условиям образовательной дея
тельности предлагаемой вузом для
подготовкимагистрантов. Это 4 ос
новных блока требований, по кото
рым в дальнейшем будут вестись
проверки.
I блок это в основном общие
требования к вузу. Здесь рассмат
ривается наличие государственной
аккредитации и т. д.
II блок заключает в себе требо
вания к минимальной оснащеннос
ти вузов. С наличием материально
учебной базы у нас в все в порядке.
III блок требования к образова
тельному цензу педагогических ра
ботников и укомплектованность
штатов. Здесь имеется ввиду: науч
ное руководствомагистерской про
граммой должно осуществлятся
штатным профессором, докотором
наук соответствующего профиля,
имеющего защитившихся аспиран
тов. Вцеломакадемия соответству
ет этому блоку требований.
IV блок необходимость соот
ветствия рабочих учебных планов
магистерских программ требова
ниям государственных образова
тельных стандартов. По большин
ству учебных дисциплин в акдемии
планы отсутствуют.
В Постановление Ученого сове
та поданному вопросуВ. Н. Огород
ников предложил включить: 1 вы
пускающимкаферамакадемии уси
лить внимание к магистерской под
готовке. Активнее привлекать в ма
гистратуру асистентов профессо
ров; 2 ректорату расмотреть воп
рос об организации отдела магис
тратуры; 3 учебно методическому
управлению определить препода
вателей для чтения основных по
точных курсов магистратуры, со
вместно с выпускающими кафед
рами активизировать работу по
созданию рабочих программ и
выпуску учебно методической
литературы.