Стр. 2 - 4271.p65

Упрощенная HTML-версия

№ 7, 2001 г.
2
Так назывался основной док)
лад, который сделал на Ученом
совете 26 ноября 2001 г ода
проректор по научной рабо)
те Э. С. Лапин. Поданномувоп)
росуСоветпринялпостановление,
которое публикуется ниже.
Подготовка специалистов в вузе
предполагаетмногоуровневоеосво#
ение профессиональных образова#
тельных программ, которые направ#
лены на решение задач последова#
тельного повышения профессио#
нального и общеобразовательных
аспектов подготовки специалистов
соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся
программы: высшегопрофессиональ#
ного образования и послевузовского
профессиональногообразования.
Обязательный минимум содер#
жания каждой основной професси#
ональной образовательной про#
граммы устанавливается соответ#
ствующим государственным обра#
зовательным стандартом.
Содержание образования долж#
но обеспечивать:
# формирование у обучающего#
ся адекватной современному уров#
ню знаний и уровню образователь#
ной программы (ступени обучения)
картины мира;
# интеграцию личности в нацио#
нальную и мировую культуру;
#формирование человека и
гражданина, интегрированного в
современное ему общество и наце#
ленного на совершенствование
этого общества.
Профессиональное образование
любого уровня должно обеспечивать
по#лучениеобучающимсяпрофессии
и соответствующей квалификации.
Высшее профессиональное об#
разование имеет целью подготов#
ку и пере#подготовку специалистов
соответствующего уровня, удов#
летворение потребностей личнос#
ти в углублении и расширении об#
разования на базе среднего (пол#
ного) общего, среднего професси#
онального образования.
Послевузовское профессио#
нальное образование предоставля#
ет гражданам возможность повы#
шения уровня образования, науч#
ной, педагогической квалификации
на базе высшего профессиональ#
ного образования.
В Российской Федерации уста#
навливаются и в нашей академии
полностью реализуются следую#
щие ступени высшего профессио#
нального образования:
# высшее профессиональное об#
разование, подтверждаемое при#
своениемлицу, успешнопрошедше#
му итоговую аттестацию, квалифи#
кации (степени) "бакалавр";
# высшее профессиональное
образование, подтверждаемое
присвоением лицу, успешно про#
СТУДЕНТ # МАГИСТР # АСПИРАНТ # ПРОФЕССОР
Официальный ракурс
шедшему итоговую аттестацию,
квалификации "дипломированный
специалист"
# высшее профессиональное
образование, подтверждаемое
присвоением лицу, успешно про#
шедшему итоговую аттестацию,
квалификации (степени) "магистр".
Квалификация "бакалавр" при
поступлении на работу дает граж#
данину право на занятие должнос#
ти, для которой квалификационны#
ми требованиями предусмотрено
высшее профессиональное обра#
зование и иными условиями не ого#
варивается. Квалификация "дипло#
мированный специалист" дает
гражданину право занимать долж#
ности, не оговоренные или строго
оговоренные квалификационными
характеристиками той или иной от#
расли хозяйствования.
Правом обучения по программе
магистра обладают лица, успешно
завершившиеобучениепоосновной
образовательной профессиональ#
ной программе бакалавра и имею#
щих дипломовысшемобразовании.
Магистерская профессиональ#
ная образовательная программа
состоит из бакалаврской програм#
мы по соответствующему направ#
лению и программы третьего уров#
ня, которая должна иметь две при#
мерно равные по объему составля#
ющие # образовательную и научно#
исследовательскую, при этом со#
держание научно#исследовательс#
кой работы студента определяется
его индивидуальным планом.
В завершающем семестре ма#
гистратуры предусматривается за#
щита выпускной работы # магистер#
ской диссертации и сдача выпуск#
ных экзаменов, в том числе по на#
правлению высшего образования.
Высшим учебным заведениям пре#
доставлено право засчитывать ре#
зультаты выпускных магистерских
экзаменов в качестве результатов
вступительных экзаменов в аспи#
рантуру. Студен#там, обучающимся
помагистерской программе, может
быть разрешена сдача экзаменов
кандидатского минимума.
Магистерская диссертация явля#
ется самостоятельным научным ис#
следованием, выполняемым под ру#
ководством научного руководителя
(дляработ, выполняемыхнастыкена#
правлений, # с привлечением одного
или двух научных консультантов).
В аспирантуру высших учебных
заведений, научных учрежденийили
организаций на конкурсной основе
принимаются гражданеРоссийской
Федерации, имеющие высшее про#
фессиональноеобразование. Вдок#
торантуру высших учебных заведе#
ний, научных учреждений или орга#
низаций принимаются граждане
Российской Федерации, имеющие
ученую степень кандидата наук.
По окончании аспирантуры и
докторантуры по результатам за#
щиты диссертации в установлен#
ном порядке выдается соответ#
ственно диплом кандидата наук или
диплом доктора наук.
При реализации научной со#
ставляющей профессиональных
образовательных программ на всех
этапах подготовки квалифициро#
ванных специалистов академии, в
настоящее время могут быть выде#
леныследующие основные пробле#
мы и вытекающие отсюда задачи.
Сегодня при возникшем каче#
ственном изменении состава на#
ших абитуриентов, связанным, во#
первых, с заключением академией
генеральных договоров с предпри#
ятиями (организациями, террито#
риями) и, во#вторых, с возросшим
конкурсом при приеме абитуриен#
тов, что говорит о неплохом в смыс#
ле базовых знаний уровне нашего
студенческого пополнения, стано#
вится возможным и реальным ши#
рокое привлечение студенческой
молодежи к решению важнейших
научно#технических задач, которые
стоят сегодня перед вузовской на#
укой. Должно стать нормой включе#
ние в обновляемые программы
подготовки специалистов всех спе#
циальностей вуза курса "Основы
научных исследований" (или анало#
гичного по смыслу). Сегодня лишь
в учебных планах кафедры ОПИ та#
кая дисциплина существует и на 7
семестре читается курс "Теория
инженерного эксперимента".
При заключении и выполнении
отдельных хозяйственных догово#
ров с предприятиями (организаци#
ями, территориями) в рамках гене#
ральных договоров следует в обя#
зательном порядке предусматри#
вать привлечение к эксперимен#
тальным и исследовательским ра#
ботамстудентов, принятых в акаде#
мию в рамках целевого приема.
В последние годы оказалась су#
щественно ослабленной организа#
ционная составляющая студенчес#
кой науки. По существу эта важная
деятельность на#шеймолодежи се#
годня формируется лишь в рамках
структурных подразделений. Цент#
рализованное руководство вузовс#
кой студенческой наукой в целом
сводится к пассивному восприятию
результатов работы кафедр и лишь
к проведению общеакадемических
студенческих мероприятий, число
которых заметно уменьшилось.
Есть смысл перевести активную
часть организационной работы не в
деканаты и ректорат, а создать, в
соответствии с принципами сту#
денческого самоуправления, новую
структуру, призваннуюактивизиро#
вать участие студентов и молодых
сотрудников в науке "снизу". Со#
здать Совет молодых ученых и сту#
дентов (СМУС). Комплект необхо#
димых для этого документов сегод#
ня подготовлен и будет предложен
вниманию членов Ученого совета.
В академии вполне обоснован#
но как важное звено в непрерывной
цепочке подготовки кадров высшей
квалификации рассматривается
магистратура. Однако, таковой она
пока не стала, что подтверждается
следующими цифрами. В аспиран#
туру поступило в 1999 году соответ#
ственно 7 человек из магистратуры
(при выпуске 42магистров), 18 дип#
ломированных специалистов, окон#
чивших вуз в текущем году и 5 че#
ловек, ранее получивших диплом
инженера. В 2000 году эти цифры
соответственно составляли 8 (из 23
человек выпуска магистра#туры),
12 инженеров и 6 ранее окончивших
вуз. В 2001 году в аспирантуру по#
ступило 11 человек (из 35 человек
выпуска магистратуры), 10 инжене#
ров и 11 ранее окончивших вуз.
В итоге по окончании магистер#
ской подготовки в аспирантуру по#
ступило в 2000 году лишь 34% от
общего числа магистров. Так из 23
выпускников магистратуры лишь 8
аспирантов, 5 остались на кафед#
рах академии и 2 работают в инсти#
тутах УрО РАН. В 2001 году из 35
выпускников 11 поступило в аспи#
рантуру (31%), в институте "Урал#
механобр" работает 1 выпускник и
2 в институте "Уралгипроруда". Ос#
тальные выпускники магистратуры
работают в производственной сфе#
ре. Таким образом, очевидным яв#
ляется то обстоятельство, что ма#
гистратура в итоге не стала основ#
нымпоставщикомкадров на кафед#
ры академии и поступающих в нашу
аспирантуру.
В 2000 году в академии был со#
здан и сегодня функционирует ин#
ститут ассистентов профессоров из
числа студентов. На ряде кафедр
пока вообще нет таких студентов, а
на некоторых их число достигает
почти десятка при одном#двух про#
фессорах. Опыт пока накоплен
весьма незначительный, однако,
некоторое впечатление об этой ра#
боте у самих студентов#ассистен#
тов появляется, и он свидетель#
ствует о том, что студентам III # IV
курсов эта форма работы в кафед#
ральных коллективах нравится. Она
позволяет более углубленно зани#
маться исследованиями по той или
иной тематике; осуществлять напи#
сание интересных выпускных работ
бакалавра и инженера. Есть инте#
ресные работы, представленные
для участия в различных конкурсах.
Иное положение с магистрами: по
их мнению, занятия с профессора#
ми в качестве ассистентов недоста#
точно эффективные, в основном по
двум причинам: во#первых, зачас#
тую студента#ассистента профес#
сора перепоручают другому со#
труднику кафедры, как правило,
доценту и, во#вторых, приходится
(Окончание на 7 стр.)