¹ 1, 2003 ã.
4
 íåäðàõ ÐÎÑÑÈÈ -
ÃÎÐÍßÖÊÎÅ
ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ
ÓÐÀËÜÑÊÈÉ ÈÍÒÅÐÅÑ
ÑÒÎËÈ×ÍÎÃÎ ÌÅÒÐÎ
— Представляете, приезжают паца-
ны с Урала, и начинают нам о вен-
тиляторах ле ции читать, а мы же
«!енералы» все, я то!да в Министер-
стве работал, — вспоминает Ев!ений
Владимирович Монфред, президент
Межд&народной ассоциации «Метро».
Вот &ж не д&мали, что один станет
ре тором Горной а адемии — это
Ни олай Косарев, а др&!ой — Анд-
рей Б&хмастов, дире тором &ни аль-
но!о машиностроительно!о завода.
Это раз овор происходит за р лым сто-
лом в УГГГА, де напротив остей из Мос -
вы и Сан т-Петерб р а сидят и хитро лы-
баются ерои это о расс аза.
История освоения метрополитенов а
поли она для на чных исследований на-
чалась в 80-е оды, о да двое аспирантов
профессора Свердловс о о орно о инстит та
Бориса Але сандровича Носырева вле -
лись идеей оптимизации работы вентиля-
ционных станово под землей. В метро
то да, в основном, использовались шахт-
ные вентиляторы, оторые при добыче по-
лезных ис опаемых, а правило, распо-
ла аются на поверхности. Разные словия
предпола али и различные техничес ие
режимы работы а ре атов, но сл жбы мет-
рополитенов эти нюансы не читывали. Та
и пол чилось, что вчерашние ст денты на-
чали читать ле ции ассам столичных «под-
земо ». Мос овс ий метрополитен — это
ород в ороде, протяженность п тей 300 м,
девять миллионов пассажиров ежедневно.
Первая линия от рылась в 1935 од . То -
да же, естественно были становлены и пер-
вые вентиляторы.
— И вот на а ой-то станции мы виде-
ли старый вентилятор с деревянными ло-
пат ами, обитыми жестью, ем бы в м зее
стоять…, — подхватил воспоминания Ан-
дрей Владимирович Б хмастов, ендире -
тор ОАО АМЗ «ВЕНКОН».
— То да и родилась моя мечта — сде-
лать свой ральс ий современный венти-
лятор, — точнил ре тор УГГГА Ни олай
Петрович Косарев. — И мы подвизались
обследовать вентиляционные системы всех
метрополитенов страны. Были и в Ленин -
раде, и в Ба , и в Киеве. Мы та вле ли
метрополитеновцев своей идеей, что они
назначили меня председателем Совета по
разработ е новых вентиляционных ста-
ново . И де-то лет через пять был создан
первый э спериментальный образец. При-
чем, в нем были реализованы изобрете-
ния еще нес оль их сотр дни ов афедры
орной механи и: Белова, Холодни ова и
др их. Мы продолжали вести исследова-
ния, защищали андидатс ие и до торс ие
диссертации. Прошло еще десять лет, преж-
де чем далось вместе с онстр торами
«довести до ма» этот а ре ат, и в 2002
од Артемовс ий завод начал серийный
вып с этих самых современных венти-
ляторов последне о типоряда ВОМ-18 (вен-
тилятор осевой метрополитеновс ий с диа-
метром рабоче о олеса 1,8 метра).
Ви тор Васильевич Червя ов, начальни
эле тромеханичес ой сл жбы Петерб р с-
о о метрополитена а видел это о ра-
савца на испытательном стенде Артемовс-
о о завода, та и лицом просветлел: «Вот
оно б д щее наших старых подземо —
энер о-э ономичный, мало абаритный
вентилятор с автоматизированным прав-
лением, со сменой направления возд шно-
о пото а. Е о же не надо останавливать,
чтобы вр чн ю задать н жные парамет-
ры, это может сделать омпьютер. Вот на-
дежные «ле ие» наших метрополитенов.
Совещание, в отором принимали час-
тие представители трех заинтересованных
сторон: метрополитенов Мос вы и Петер-
б р а, Артемовс о о машиностроительно о
завода «ВЕНКОН» и Уральс ой орно- ео-
ло ичес ой а адемии, решало важн ю про-
блем — апитальный ремонт вентилято-
ров типа ЦАГИ с заменой не оторых злов.
Дело в том, что «ле ие», оторые обеспе-
чивают дыхание подземо , вот-вот мо т
от азать. Рабочий рес рс вентиляторов
ЦАГИ, например, был рассчитан на 14 лет.
Но представьте, что не оторые из них ф н-
ционир ют же 30 и 60 лет.
С. В. Белов
И. Ю. Лобанов
Е. В. Монфред
Н. П. Косарев
А. В. Б&хмастов
В. В. Червя ов